Вход для туристов Регистрация

Село Купанское

Купа́нское — село в Переславском районе Ярославской области, на берегу реки Вёксы.

Часть села Купанское — бывшее село Усолье Киучерского стана.

В старину возле села были соляные варницы. В жалованной грамоте Троице-Сергиеву монастырю, данной великим князем Василием Ивановичем в 1517 году, упоминается 4 варницы Троицкого монастыря у Соли Переславской, а при них монастырские дворы. В 1623 году царём Михаилом Фёдоровичем здесь же у Соли Переславской пожалована варница Московскому Симонову монастырю. В 1980 году разрушена Козья горка, отмечавшая место варниц.

В 1609 году в Смутное время Усолье сильно пострадало от нашествия поляков и литовцев: «животы (скотину) у них пограбили воры литовские люди».

В 1555 году усольцы получили право самоуправления особой уставной грамотой.

С 1560-х до 1764 года село принадлежало Данилову монастырю, а после секуляризации перешло в ведомство государственных имуществ. Оберегая свои владения, Данилов монастырь вёл бесконечные тяжбы с соседними владельцами: Троице-Сергиевым монастырём, у которого пытался отнять места бывших соляных варниц, рыбные ловли и прочее, и с Никитским монастырём из-за тех же ловель. Соляные варницы отнять не пришлось, но рыбные ловли от Троице-Сергиева монастыря отсудил, но должен был поделиться ими с монастырём Никитским на озере Сомине и его речках.

В 1610 году в Усолье был деревянный храм в честь Преображения Господня, а за рекой Вёксою стояла другая деревянная церковь во имя Бориса и Глеба. За ветхостью прежней последняя построена заново в 1747 году.

Вместо этих двух деревянных церквей в 1810 году построен каменный храм. Престолов в нём два: в холодном в честь Преображения Господня, в приделе тёплом в честь святых мучеников Бориса и Глеба.

В селе была земская народная школа.

В 1941 году сюда был эвакуирован писатель Пришвин. Здесь он провёл более двух лет, самых трудных лет Великой Отечественной войны. Впечатления от жизни здесь в годы войны, о людях Усолья отразились в его «Повести нашего времени» (опубл. 1957). В находящуюся неподалёку усадьбу Ботик были эвакуированы из блокадного Ленинграда дети из детдома, среди которых были и испанские дети, потерявшие родителей в годы Гражданской войны. Жизни детей в усадьбе, обретению ими здесь новой Родины, новых семей посвящён пришвинский цикл «Рассказы о ленинградских детях» (другое название — «Рассказы о прекрасной маме»). Но, конечно же, главное произведение, написанное им здесь и вошедшее во все школьные хрестоматии — «Кладовая солнца», где действие разворачивается в самом Усолье и окрестном Блудовом болоте[4]. В декабре 2011 года выходят два новых тома «Дневников» Пришвина, охватывающие 1940—1941 и 1942—1943 годы, на страницах которых отражена жизнь Пришвина и Усолья в военные годы.

С 1 февраля 1949 года рабочий посёлок (по указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1949 года).[5] В 1993 году потерял этот статус.

Из истории Купанского: 

От Соли Переславской до Усолья Более пяти веков стоит на реке Вёкса Усолье.

Как и у каждого села России, есть у него своя история. Соль Переславская — так называлось раньше село. Топонимика названия достаточно прозрачна: здесь, на переславской земле, принадлежавшей московским князьям, добывали соль.

Первые сведения о Соли Переславской как о дворцовом владении относятся к началу XV века, а в сотной грамоте 1563 года содержится подробное описание села. В то время оно состояло из двух посадов, расположенных один на левом берегу Вёксы — Спасская улица, другой — на правом — Борисоглебская. В каждом была своя церковь.

Усольцам ещё в 1555 году особой уставной грамотой было дано право самоуправления. Однако через несколько лет Усольская вотчина (без соляных варниц) отдана царём Иваном Грозным Данилову монастырю, во владении которого оставалась до 1764 года. Следует помнить, что Соль Переславская ценилась не как земледельческое место, а как соляной промысел.

Впервые усольские солевары упоминаются в первой четверти века, где московский князь Василий Тёмный дал жалованную грамоту Троице-Сергиеву монастырю на четыре усольские варницы. Её внимательное прочтение не оставляет сомнения в том, что течь идёт не о начале разработки соляного промысла в Переславле-Залесском, а о развитом производстве соледобычи. Из целой группы варниц, находившихся тогда в действии, Троице-Сергиеву монастырю принадлежала только часть.

До него и одновременно с ним были другие владельцы. Один из них — боярин Иван Дмитриевич Всеволож-Заболотский. Две свои варницы он отдал монастырю на помин души. В грамоте они называются «старими». Это название могло обозначать «прежние» или «ранние» варницы, а также устаревшие или ветхие. Эту мысль подчёркивает переславский историк М. И. Смирнов в своём труде «Соль Переславская».

Напрашивается вывод, что село Усолье (Соль Переславская) образовалось в XIV веке, а не в первой четверти XV века, как упоминалось выше. И переславский соляной промысел не только существовал, но и находился в полном своём развитии. Тогда соледобыча велась обычным порядком, примитивно, на уровне развития техники того времени. Солёная вода поднималась из колодцев деревянной бадьёй, сливалась в долблёные коробы и стекала в большие железные сковороды, под которыми разводился огонь. Вода испарялась, а соль оставалась на дне сковороды, затем ссыпалась в кучи. Во второй половине XVII века в Усолье построен небольшой соляной завод, последнее упоминание о котором относится к 1683 году. Позже в этом селе соль не добывали. Очевидно, в конце XVII века московский Кремль нашёл более близкие места соледобычи. С исчезновением промысла село Усолье не превратилось в «неперспективное».

Бывшие солевары занялись земледелием, рыболовством, охотой. На посадах стали появляться ремесленники-бондари, гончары, мастера плетения корзин, кузнецы. В 1810 году был построен каменный храм Преображения Господня, который в полуразрушенном состоянии сохранился до наших дней. А напротив, на другом берегу реки Вёксы, возвышается Козья горка, напоминая о соляном промысле древнего села. Сложенная из отходов соляных шахт, она частично разрушена в 1980 году при строительстве стадиона.

В настоящее время продолжают её разрушать огородники. И видя, как исчезает на глазах рукотворный памятник истории, юные краеведы Купанской средней школы выступают за ликвидацию огородов, за создание 300-метровой охранной зоны вокруг Козьей горки — прямого свидетеля исторических событий на Руси XIV—XVI веков. 

Источник