Вход для туристов Регистрация

Спирово, Тверская область

Станция Спирово расположена на железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Расстояние по железной дороге от Спирова до станции Тверь — 80 км, до Москвы — 253 км, до Санкт-Петербурга — 397 км.

В 1847 году было начато строительство станции Спирово, которая была открыта в 1851 году. Свое название станция получила по расположенной неподалеку деревне Спирово, однако на деле ее вынуждены были строить на месте другой деревни — Карабиха.

Дело в том, что жители Спирова отказались продавать часть земли для постройки железной дороги и станции, а соседняя деревня дала согласие. Это вынудило строителей ветки изменить первоначальный план, но название станции осталось. Впоследствии железнодорожный поселок Спирово разросся и занял территорию двух деревень, но есть в нем и улица Карабиха. Станция Спирово представляла собой комплекс служб, подсобных сооружений и казарм для проживания железнодорожников. При станции находилось депо для стоянки нескольких паровозов и их ремонта, имелся поворотный круг. Для снабжения топливом около станции располагались обширные территории складов дров, лесоматериалов и угля.

Помимо основных железнодорожных объектов было создано водохранилище на реке Малая Тигма для снабжения паровозов водой. Через реку был выстроен «американский мост», построена дамба, установлены насосные станции. На берегу построена водокачка, подававшая по трубопроводу воду на водонапорную башню, а оттуда к колонкам на вокзале. Сегодня Тигменское водохранилище является украшением поселка, однако оно не пригодно для купания и ловли рыбы. Позднее в поселке были возведены сначала временные деревянные, а затем каменные здания бани и амбулатории на две койки, сохранившиеся и сейчас. В амбулатории служили один фельдшер и один врач, которые обсуживали не только железнодорожников, но и других жителей поселка. Позднее станция перестраивалась из-за повышения интенсивности движения.

Строительство железнодорожной станции Николаевской железной дороги заметно повлияло на развитие Спирова. Здесь менялись паровозы и поездные бригады, пополнялось топливо, осматривался и ремонтировался подвижной состав, а, следовательно, делались и длинные остановки, что повлияло на развитие торговли при станции. Поселок уже к концу XIX века представлял собой довольно крупный местный торговый центр. Об этом можно судить по обилию различных заведений: мануфактурных лавок — 8, мелочных — 30, чайных — 10, пивных — 2, казенных винных лавок — 1, постоялых дворов — 3, трактиров — 1 . Особенно оживленной была торговля зимой во время перевозки дров.

Постройка железной дороги во многом определила дальнейшее развитие экономики края, потребность дороги в осветительных лампах и богатые залежи необходимого сырья создали условия для возникновения стекольной промышленности.

В 1890 году промышленник Круглов построил в Спирове небольшой завод по производству лампового стекла, а затем и аптечной посуды.

В период Гражданской войны материально-техническая база железнодорожной станции была разрушена, однако уже к 1923 году почти все удалось восстановить. В 1925 году в здании депо Спирова начала работать железнодорожная электростанция. Сначала она давала энергию для освещения вокзала, но уже с 1927 года дала свет всем железнодорожным службам станции Спирово и в казармы железнодорожников. В 1926–1928 годах был построен железнодорожный угольник для маневренных работ, кирпичная железнодорожная баня вместо деревянной.

 

В годы Великой Отечественной войны Спирово постоянно подвергалось налетам немецкой авиации, однако станция, через которую непрерывно двигались на фронт войска, эшелоны с боеприпасами, продовольствием, а в обратном направлении — составы с ранеными, оборудованием и работниками эвакуированных предприятий, функционировала бесперебойно.

После войны возросла интенсивность железнодорожного движения через Спирово. В 1968 году была осуществлена электрификация, станция заработала с повышенной нагрузкой. В 1985 году для безопасности пассажиров был построен переходный мост через железнодорожные пути. В 1999 году началась реконструкция железной дороги, и на станции произошли изменения: осуществлена замена полотна с подсыпкой грунта, сужены платформы для спрямления дороги и движения скоростных поездов, пристроена третья платформа.В 1851 году в связи с официальным открытием движения поездов по Санкт-Петербургской дороге Спирово посетил император Николай I, сказавший: «Вот какую „лошадку“ я нажил», показывая на стоявший в депо паровоз. Также в Спирове бывал проездом Великий князь Николай Николаевич (Младший), 26 марта 1912 года по дороге в Крым и 12 июня 1912 года по дороге в Стрельну он останавливался в Твери и Спирове, о чем свидетельствуют сохранившиеся телеграммы начальника Московского охранного отделения.

Сохранившиеся сегодня постройки XIX — начала XX века включены с 2010 года в список объектов культурного наследия. Кирпичное здание вокзала островного типа с пассажирскими залами I–III классов и крытыми платформами было построено в 1851 года по проекту Р. А. Желязевича. К объектам культурно наследия относятся: здание водоподъемного дома (водокачки); здание локомотивного депо; здание жилого дома со службами; здание дома службы тяги; здание училища; здание поста ЭЦ; здание кипятилки; здание водоемного дома; мост у водохранилища на реке Малая Тигма.

ТИГМЕНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ (ШЛЮЗ)

Символом Спирова, по мнению местных жителей, можно считать Тигменское водохранилище, созданное в середине XIX века на реке Малая Тигма для подведения воды, необходимой для снабжения ею паровозов.

Через реку был выстроен «американский мост», построена дамба, установлены насосные станции. В связи с модернизацией железнодорожного транспорта по основному назначению водохранилище не используется более полувека. До середины 1970-х годов водохранилище использовалось как рекреационный объект: существовал просторный травянистый пляж, несколько мостиков для ныряния и хозяйственных нужд, площадка для волейбола. Сегодня Тигменское водохранилище, называемое в народе Шлюз, является украшением поселка, однако оно не пригодно для купания и ловли рыбы. Требует ремонта и реставрации и один из немногих сохранившихся в районе памятников XIX века — набережная Малой Тигмы в Спирове с сохранившимся участком булыжной мостовой и дамбами с водопадом (водосброс дамбы).

Источник

 

-0-