Вход для туристов Регистрация

Село Замытье

Повод совершить путешествие во времени даёт старинное село Замытье, название которого указывает на то, что располагалось оно в древности за местом сбора дани, или налогов, то есть «мыта». Мытаряни с евангельских времён звались  сборщики налогов. В Замытье ими были вначале новгородцы, а позднее татары.

Село вошло в Бежецкую Новгородскую Пятину, волость Городец-Палец. По времени это были 10-12 века. В 13 веке оно относилось уже к Тверскому княжеству. С Новгородских времён осталось и по сию пору бытует рядом с селом название  местечка у реки Медведица- Михайлов Погост. Погостом и было в новгородские времена место, где гости из Новгорода дань собирали. В 13 веке этим сбором занимались татары из деревни Баскаки, что до сих пор стоит напротив села. А ещё от более древних времён остались вблизи Замытья стоянки человека каменного века, а также курганные насыпи языческих племён 10-13 веков. Стало быть, поселение на месте села можно считать более древним, чем Москва.

От более поздних времён осталась память в названии ближней к Замытью деревни, а именно Лахино,в старину звавшееся Ляхино. Ляхами звались поляки, которые, возможно, в 17 веке побывали в этих местах.Их пребывание с немирными  целями, вероятнее всего, оставило след в виде братской могилы, расположенной под торговыми рядами вблизи Спасской церкви в центре села. 

  

В могиле этой лежат местные мужчины, женщины и дети, избитые поляками за оказанное им сопротивление при грабежах пришлых «ляхов».

В основном в Замытье сохранились постройки 19-20 веков, когда селом и ближним к нему деревням владели князья Голицины. До Голициных владельцами села были Аисины, Собакины,Загряцкие. Как дворцовое село, оно царями давалось царским стольникам, в числе которых был родоначальником в роду Голицыных Василий Голицын, прозванный Великим. Из его потомков в Замытье известны Михаил и Фёдор Андреевичи Голицыны. В их время село уже не было дворцовым.Земли при нём стали даваться в наследственное владение дворянам-помещикам за их ратное служение царю-государю.

  

Известно, что церковь Спаса-Преображения в Замытье строилась при князьях Голицыных с 1818 года до времён её освящения в 1883 году. Строилась на средства помещиков и их крестьян, а также купцов, имевших в Замытье свои дома, заведения и земли в конце 19 века. Именно к этому времени относится расцвет села, как торгового и промышленного центра Замытской волости. Князья Голицыны, будучи небогатыми, со временем всё более беднели после отмены крепостного права и земли свои распродавали. Охотными покупателями их были купцы-предприниматели. Ими в Замытье были построены Торговые ряды, основаны заводы, открыты трактиры и чайные заведения. По их почину в селе проходили частые ярмарки.

  

Доходы купцов, помещиков и крестьян позволили выстроить роскошную Спасскую церковь с пятью престолами: Дмитриевским, Казанским, Ильинским, Никольским, Спасо-Преображенским. Архитектором был Н.Н. Легранд, известный губернский архитектор.

  

От господского дома князей Голицыных ныне ничего не осталось. На его месте стоит земская больница, построенная в 1897 г. От барской усадьбы, стоящей над рекой Медведицей, сохранились лишь фрагменты тополиной, берёзовой, еловой аллей. Ещё недавно просматривались на реке Медведице, в её русле, нагромождения камней бывшей плотины, которая образовывала разлив реки в форме рукотворного пруда, видного из барского дома. Ныне камни затянуты песчаными косами и островками перед бывшей плотиной.

На купленной у Голицыных земле Бежецкое земство построило не только больницу, но и земскую школу. Ныне их помещения находятся в частном владении.

Никаких следов к сожелению не осталось и от былой промышленности в селе: заводов по выделке кож для сапог, двух круподёрок, двух кузниц по производству гвоздей, шести лавок, двух трактиров, двух питейных заводов и нескольких чайных. Не осталось следов и от кирпичного завода, трикотажной фабрики, маслобойни, пекарни, колбасного и бараночного цехов.

Сохранились только купеческий особняк напротив торговых рядов и одна кирпичная лавка времён НЭПа.

Уничтожен людьми и временем склеп над могилой Ф.А. Голицына, находившийся к югу от алтаря Спасо-Преображенской церкви. Церковь ныне потихоньку восстанавливается, как и святой Тихвинский родник неподалёку от села Замытье в сторону реки Сельницы.

Здание бывшего волостного правления частично сохранилось к западу от церкви. Её каменная сторожка,как и церковно-приходская школа не сохранились.

От колхозно-совхозного периода практически ничего не осталось. Ныне стоит только здание «перестроечного» сельского клуба, в котором в основном пенсионеры вспоминают славное прошлое села Замытье. И те из них в основном дачники.

Несмотря на все утраты времён революций и реформ село живёт не только содержательной культурой, но и оживлением религиозной жизни в нём, восстановлением усадеб и строительством новых красивых и добротных домов в нём, благоустройство через газификацию, возрождением общинных русских традиций, обычаев и обрядов. В нём есть прекрасное почтовое отделение, отличный магазин. А главное, в нём живут и заселяют его вновь, пусть и горожане, но любящие свою русскую землю. Есть в Замытье и 2 фермерских хозяйства, а также желание и возможности принимать на экскурсии туристов и паломников.

 

Долина реки Медведицы в районе Замытья исключительно живописна. Прекрасны смешанные и сосновые леса на её берегах, красивы пляжи на речных косах. Пойма изобилует полевыми цветами и дикой клубникой.

Автор текста: Таисия Николаевна Кременецкая 

Автор фотографий: Вера Белова