Вход для туристов Регистрация

Северная душа Центральной России: Карельская тропа

Территория, выделенная по карельской этнокультурной составляющей, включает территории Лихославльского, Максатихинского, Рамешковского и Спировского районов. Здесь уже много веков бок о бок проживают карелы, сохранившие особенности своего национального уклада. 

 

       

С незапамятных времен Верхневолжье населяли финно-угорские племена меря, весь и чудь. От них нам остались многочисленные географические названия: рек – Мста, Тверца, Тигма, Тифина, Кава; озер – Удомля, Кезадра, Пудоро; населенных пунктов – Чурилково, Койвушка, Гуммала – и многие-многие другие. С приходом сюда славян на рубеже I–II тысячелетий часть финно-угров ушла к Ладоге, Онеге, побережью Финского залива и Карельскому перешейку, но многие остались и ассимилировались. 

В последующие века прошло несколько волн возвращения карел на земли предков: в кон. XVI, в сер. XVII вв. – в основном под натиском шведов, чуждых православным карелам. Так, после подписания Столбовского мира 1617 г., согласно которому ослабленная Смутой Россия была вынуждена уступить шведам многие земли, карелы переезжали в тверские пределы целыми деревнями.

Здесь еще со 2-й половины XVI в. после голода, мора и разгула опричнины царило запустение. Российские правители приветствовали обживание трудолюбивыми карелами обезлюдевших территорий: царь Алексей Михайлович в 1662 г. повелел переписать всех тверских карел и объявить их «государевыми». С тех пор карелы в России никогда не были крепостными. Православные переселенцы построили на Тверской земле более 250 деревянных и каменных церквей и часовен.

В 1937–1939 гг. в крае существовал Карельский национальный округ с центром в Лихославле.

С тех пор число карел сильно уменьшилось, а активное развитие самобытной культуры малого народа было фактически прервано. В 1997 г. создана Национально-культурная автономия тверских карел (Тверь, ул. Московская, 80; (4822)33-02-72, http://tverinkarielat.ru), в 2003 г. на Тверской земле прошел X Международный фестиваль финно-угорских народов с участием представителей Финляндии, Венгрии, Эстонии; в августе 2014 г. состоялся очередной ежегодный, уже 13-й по счету, Фестиваль народного творчества финно-угорских народов.

Сегодня в России очень популярен этнотуризм. Почти в каждой области разрабатываются соответствующие проекты. Не исключением является и Тверская земля. Интересно побывать в настоящем карельском доме, узнать подробнее о традициях и укладе жизни местных крестьян, отведать блюда карельской кухни. Во многих селениях есть свои фольклорные ансамбли или самобытные исполнители народных песен на карельском языке. А в качестве сувениров вам предложат изделия ручного домашнего ткачества и вышивки. 

Лесные богатства этого края по берегам крупных рек – Тверцы, Медведицы и Мологи – издавна притягивают рыбаков, охотников, туристов, географов, биологов. 

Крупнейший приток Волги в ее верховьях р. Молога начинается из болотца под Максатихой и, сделав 150-километровую петлю в западном направлении, перед поворотом на север протекает всего в 7 км от истока. Турист может пройти путь от моложского родника до полноводной в среднем течении Мологи за каких-нибудь полтора часа. Столь же живописны и другие реки туристской зоны. Эти места малонаселенны, и дикие животные (кабаны, лоси, медведи, бобры) чувствуют себя привольно. Обширные болота интересны редкими сохранившимися растениями и гнездованием разных видов птиц.

В лесах много грибов и ягод. Есть охотхозяйства и турбазы для рыбаков с комфортабельными условиями проживания. Зимой холмистый рельеф местности и устойчивый снежный покров предоставляют хорошие возможности для лыжников. Очень популярны сплавы по Медведице и Мологе. А лесное бездорожье привлекает любителей соревнований на джипах.

Древности края

Леса Тверской Карелии до сих пор хранят множество тайн. Еще в XIX в. отсюда часто поступали сообщения об удивительных находках – каменных изваяниях, древних святилищах и валунах с изображениями следов рук, стоп и другими знаками на поверхностях.

Старожилы рассказывали, что эти скрытые от посторонних глаз объекты, расположенные как правило в энергетически позитивных местах, были всегда почитаемы в народе наравне с христианскими святынями. Здесь совершались моления, обряды лечебной магии и поклонения предкам, подношения еды и урожая. Много валунов и курганов, которые когда-то, видимо, были священными, и сейчас еще можно увидеть по правому берегу Мологи.

 

Здесь сохранились и древние дубы – священные деревья древних. В топонимах (например, Мокшицы, Максатиха) явственно слышится имя Макоши (Мокоши) – главной богини в пантеоне древних богов, Матери урожая, от которой полностью зависела жизнь человека на земле. 

 

Забронировать