Вход для туристов Регистрация

Полотняный фольклор Бежецких мастериц.

Представляем коллекцию льняных изделий МЦЭК "Льняной уезд" (Бежецк) 

13.11.2021. Бежецк. Льняная дорога. 

В Музейном центре "Льняной уезд" (Бежецк, Тверская область) имеется уникальная коллекция домотканых рушников со старинными узорами бежецких мастериц. Это и свадебные полотенца с изображениями птицы-павы, древа жизни, виноградной лозы; и полотенца, приносящие, по мнению наших прадедов, хороший урожай, с геометрическими фигурами - знаками земли, солнца и растительности. Имеется полотенце-утренник с вышитой пословицей: "Вставай раненька - мойся беленька". Особая гордость - полотенце, вышитое в 1850-х годах, из села Чамерово Весьегонского уезда.

Фрагмент полотенца. Начало XX века. Тверская губерния, Бежецкий уезд, Новое Село (присёлок Новый). Исполнила А. И. Орлова.

Белое строчевое шитьё, плотный настил, внизу – кружевная тесьма.
На данном полотенце, вышитом женой репрессированного в 1937 году бежецкого священника Николая Вениаминовича Орлова, изображены диковинные для данной местности животные, с грозно поднятыми когтистыми лапами, взвившимися хвостами. Они расположены по сторонам серединной части узора – древа жизни, которое поддерживают мощными передними лапами.
Лев в русской вышивке воспринял многие особенности, присущие коню: туловище хищника делалось узорным (как у коня) – отмечалось розетками, крестиками, ромбиками, квадратами. Подчёркивались особенности льва: когтистые лапы, раскрытая пасть (из которой нередко высунут язык) и взвившийся процветший хвост.

Фрагмент полотенца. Начало XX века. Тверская губерния, Бежецкий уезд, село Константиново. 

Вышивка «крестом», вязание крючком. Полотенцем-набожником (божником) издревле украшали иконы, он должен был покрывать все иконы, висевшие в «красном» углу. Такими полотенцами заворачивали библию, так как её никогда не брали голыми руками. 

Самым распространённым сюжетом вышивки на таких полотенцах были храмы — церкви. В селе Константиново имеется церковь Спаса Нерукотворного Образа – возможно, вышивальщица пыталась изобразить на своём божнике купола именно этого храма.

Источник фото

На её полотенце, вышитом более ста лет назад, имеется надпись: «Боже царя храни Бога нашего».

Фрагмент полотенца. Вышивка. Начало XX века. Тверская губерния, Бежецкий уезд, дер. Абрамиха. Исполнила П. П. Старобогатова.
Вышивка «крестом», мережка.

Узор с розами на старинных полотенцах относит нас к древним славянам. В слове ружа (старинное название розы) можно найти древнее название Солнца – Ра. Роза – цветок богини любви Лады и её дочки – богини весны Лели. «Царь-цветок» является символом доброжелательности и достатка, а красная роза – символ девичьей красоты и чистоты. Роза является символом родовой крови и часто вышивается на свадебных полотенцах. Обязательно непрерывной гирляндой, чтобы род не прервал своё существование.

Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Там, где розы сложены в систему геометрического узора, эти растения не просто цветы – это цветы-звёзды, связанные между собой, воплощающие представление человека о Вселенной как о гармоничной системе.

Фрагмент свадебного полотенца «косыньи». Вышивка 1851 года. Тверская губерния, Весьегонский уезд, село Чамерово. Исполнила А. Колёскова.
Шов «набор», белое строчевое шитьё, «роспись».

В вышивках бывшего Весьегонского уезда, находящегося в ста двадцати километрах от Бежецка, нашли отражение древние традиции Новгородского края и некоторые черты, свойственные искусству карел, давно обитавших здесь. В этом очень богатом и многообразном орнаментальном наследии встречаются многочисленные антропоморфные и зооморфные изображения, различные геометрические и растительные мотивы, всевозможные сюжетные вышивки, многие из которых довольно архаичны и особенно близки языческой семантики.

Верхняя часть данной вышивки представляет собой древа жизни, выполненные миниатюрными пунктирными стежками «набора». Далее по центру белым строчевым шитьём опять изображено древо жизни, по бокам которого птицы «павы» с двухъярусным густым хвостом. Следующий ряд представляет собой глухой двусторонний счётный шов – «набор», выполняющийся мелкими стежками скорого шитья «вперёд иголку» вдоль нитей ткани то по лицевой стороне, то с изнанки. Узоры создаются горизонтальными рядами из плотно прилегающих друг к другу разреженных стежков.

Фрагмент полотенца. Вышивка. Начало XX века. Тверская губерния, Бежецкий уезд, дер. Бор Бельский. Исполнила А. Г. Блинова.
Шов «роспись». 

Древнейший орнамент, выполненный приёмом двустороннего шитья – швом «роспись». Выполняется он мелкими стежками скорого шитья, образующими непрерывную линию, которая как контур обрисовывает узор или выявляет его внутренние рисунки. На вышивке изображены парные птицы-павы – излюбленный узор жителей данной местности.

Фантастические узоры оперенья, составленные из перекрещенных ромбов, квадратов, кругов – солярных знаков, вероятно, воплощали у наших предков сверкающий жаром цвет солнца. Это прослеживается также и в самой форме хвостов в виде ромба с радикально расходящимися пёрышками. Яркий пламенный цвет птицы подчёркивает огненную природу солнечного света, его «жара». Гордые и величественные, с пышными хвостами и коронами на головах, птицы «павы» являются своеобразным символом нашей Тверской – Бежецкой земли.

Фрагмент полотенца. Вышивка. 1916 год. Тверская губерния, Бежецкий уезд, дер. Вербежи Теблешской волости. Исполнила П. Н. Филиппова. Строчевое шитьё: воздушные петли,плотный настил по перевити, мережка.


В вышивке теблешан долгое время преобладали древнейшие мотивы народного искусства. Узоры полотенец разнообразны по орнаментальным сюжетам: человеческие фигуры, кони, птицы, деревья, геометрические фигуры – во всём видятся отголоски древней славянской мифологии. 
Узор данного полотенца довольно архаичен: плотным настилом по перевитой сетке вышиты геометризированные растения – символы священного древа жизни, на средних ветвях которого расположились птицы, а на верхних – цветы с восемью лепестками.

Декоративное оформление теблешских полотенец строится по одной схеме. Самый конец полотенца заполняется широкой полосой основного орнамента, выше и ниже которого располагается по одной или несколько узких вышитых и тканых каёмок разного рисунка, которые вверху заканчиваются более широкой орнаментальной полосой, иногда по содержанию связанной с основным узором. Весь узор обшивается с трёх
сторон по краям полотна белой, оранжевой или кумачовой тканью, создавая своего рода рамку. Нижний край полотенца завершают прошвы кумача яркой шёлковой ленты, оранжевой ткани, золотого или серебряного позумента и белого кружева.

Фрагмент полотенца. Вышивка. Конец XIX века. Тверская губерния, Бежецкий уезд, дер. Бор Бельский. Исполнила П. Куликова. Шитьё строчкой по перевити , «крестом» (буквы).


Свадебные полотенца – традиционные и наиболее важные предметы свадебного ритуала – составляли главную часть приданого невесты и предмет её гордости. На свадебном рушнике, вышитом жительницей деревни Бор Бельский П. Куликовой, изображены пары птичек, которые
символизировали жениха и невесту. Птички олицетворяли собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются на таких полотенцах и цветочные орнаменты как обереги от злых сил и пожелание молодым «процветания», здоровья, богатства, рождения детей. На данном свадебном полотенце вышиты и первые буквы имён жениха и невесты.

Полотенце-утренник. Фрагмент. Вышивка. Начало XX века. Тверская губерния, Бежецкий уезд, дер. Осташково. Исполнила Л. Степанова. Шитьё строчкой по перевити, мережка.


Полотенце – «утренник», на концах которого вышита надпись с элементами просторечия: «Вставай раненька моиси беленька», вероятно, предназначалось для ритуального обряда, по которому в первое утро после свадьбы молодая выходила умываться и вешала своё украшенное полотенце у рукомойника, показывая всем членам новой семьи, какая она мастерица.

Белым строчевым шитьём по сетке в центре узора изображена женская фигура (возможно, богиня любви и красоты Лада), по обеим сторонам которой, как и было принято, вышивали древо жизни.

Фрагмент полотенца. Вышивка. Начало XX века. Тверская губерния, Бежецкий уезд, дер. Бор Бельский. Исполнила Е. Шитова. Шитьё строчкой по перевити, мережка.

Петухи – излюбленный рисунок жителей бывшей Сукроменской волости. Внук Е. Шитовой вспоминал, как в детстве приходил в дом своей бабушки и словно попадал в мир народной сказки. И на занавесях окна, и на пологе печки, и на шторке, что отделяла горницу от кухни, да и просто на полотенцах, развешанных по стенам, гордо красовались большие красные петухи. От этого в избушке было как-то по-особенному празднично и уютно.
Узор на концах полотенца представляет собой двух повёрнутых друг к другу больших петухов, столь излюбленных в данной местности. Петухи на полотенцах считались символами богатства, счастья, здоровья.

Фрагмент свадебного полотенца. Вышивка. Начало XX века. Тверская губерния, Бежецкий уезд, дер. Плотники. Исполнила В. А. Прошечкина Шитьё строчкой по перевити.

Полотенце имеет два ряда вышивки, выполненной строчевым шитьём по перевити – специальной сетке, образованной путём выдёргивания нитей по утку и основе из ткани. В верхнем ряду изображены две женские фигуры (по верованиям древних славян, богини Лады) с воздетыми к небу руками, в которых находятся восьмиконечные тёмно-красные звёзды. Такие же звёзды изображены и на подоле юбки, символизируя родовую связь. Между женскими фигурами находится мировое дерево, древо жизни – символ и атрибут богини. 
Белый цвет у древних славян символизировал чистоту, добро, защиту от всего дурного. Красный являлся символом неразрывной кровной связи, символом любви и рода.

Фрагмент полотенца. Вышивка. Конец XIX века. Тверская губерния. Бежецкий уезд, дер. Бор Бельский. Исполнила П. Куликова. Шитьё крестом.

Рушник связан с земледельческими обрядами и призван был принести его обладательнице хороший урожай. Вышивка выполнена цветными нитями: красный цвет у древних славян символизировал огонь и солнце как небесный огонь, кровь как жизненную силу, зелёный цвет обозначал растительность, жизнь, чёрный – землю, золотой – солнце.

Вышитый узор имеет сочетание геометрического и растительного орнамента. Центральное место на узоре занимают квадраты. Квадрат в славянской мифологии был знаком земледельцев, символом плодородия полей. Квадраты на узоре делятся на треугольники, являющиеся символом человека, то есть данный рушник был призван укрепить жизненную силу земледельца в обработке земли и выращивании урожая.

Фрагмент свадебного полотенца. Вышивка. Начало XX века. Тверская губерния, Бежецкий уезд, дер. Каликино. Исполнила М. Ф. Валовкина. Шов «роспись» (двустороннее шитьё). 

Концы льняного домотканого полотенца из белёного холста украшают фантастические жар-птицы с ярко-красными перьями. Сказочные птицы Павы с нарядными хохолками и пышным оперением – это символы солнца, вестники весеннего дня. Птица Пава символизирует семейное счастье и любовь. Изображается на вышивках в профиль с гордо вскинутой головой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и её оперение в виде петель, колец и зигзагов подчёркивает её необычность.

Данный рушник был вышит на свадьбу в качестве талисмана на счастливую судьбу членов будущей семьи. Большие красивые птицы головами повёрнуты друг к другу – в знак любви и согласия в доме, над ними изображены маленькие птички, детёныши – символ будущего потомства. Низ рушника украшают подковы на счастье, приносящие в дом богатство и успех.

Вам понравилось? Вы можете приобрести набор открыток в музейном центре "Льняной уезд" в Бежецке или обратившись в редакцию нашего портала. 

-0-